С 1 января 2020 года вступил в действие Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Поправками усовершенствована процедура проведения специальной оценки условий труда, внесены корректировки в правила применения результатов спецоценки. Кроме того, усилен контроль за внесением сведений о результатах специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — ФГИС СОУТ).

Основные изменения в процедуре проведения СОУТ:

  • Расширены права и обязанности работодателя и работников.

Работодателю предоставлено право требовать от организации, проводящей СОУТ, подтверждения внесения сведений о результатах проведения СОУТ во ФГИС. При этом на работодателя дополнительно возложена обязанность по рассмотрению замечаний и возражений работников относительно результатов СОУТ и принятию решения о проведении в случае необходимости внеплановой СОУТ. В свою очередь, работники наделены правом представлять в письменном виде замечания и возражения относительно результатов СОУТ, проведённой на их рабочих местах. Замечания и возражения могут направляться: работодателю, организации, проводящей СОУТ, в выборный орган первичной профсоюзной организации.

  • Появились новые обязанности организации, проводящей СОУТ.

Организация, проводящая СОУТ, до начала выполнения работ по проведению СОУТ, но не позднее чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении СОУТ обязана:

1) передать во ФГИС ряд сведений в отношении работодателя, среди которых: полное наименование работодателя; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) работодателя; код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП) работодателя;

2) получить идентификационный номер, который присваивается ФГИС в автоматическом режиме;

3) сообщить идентификационный номер работодателю до начала проведения СОУТ.

Организация, проводящая СОУТ, должна применять утверждённые и аттестованные методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, и соответствующие им средства измерений утверждённого типа, прошедшие поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Дополнительно Законом определено, что методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней ВОПФ во всех диапазонах, установленных Методикой проведения СОУТ.

Организация, допущенная к деятельности по проведению СОУТ, обязана передавать в Минтруд России ряд сведений, в числе которых:

1) информация об исключённых из области аккредитации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в пунктах 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 Закона N 426-ФЗ (в случае сокращения области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации); указанные требования должны соблюдаться по 31 декабря 2021 года включительно,

2) данные об изменении состава экспертов организации, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. Как предусмотрено Законом, сведения должны передаваться в течение 10 рабочих дней со дня наступления вышеуказанных случаев и могут быть предоставлены: на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении; в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом также должны направляться копии подтверждающих документов. Полученные данные должны быть проанализированы Минтрудом России в течение 20 рабочих дней со дня их регистрации. В случае выявления фактов несоблюдения установленных требований деятельность организации, проводящей СОУТ, будет приостановлена до момента представления в Минтруд России копий документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

  • Уточнены правила применения результатов проведения СОУТ.

Результаты проведения СОУТ можно применять только при условии, если сведения о них внесены во ФГИС в установленном порядке. При этом результаты проведения СОУТ, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, по-прежнему могут использоваться со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ.

  • Изменена периодичность проведения СОУТ.

По общему правилу СОУТ на рабочем месте должна проводиться не реже чем один раз в 5 лет, однако теперь указанный срок должен исчисляться со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ во ФГИС. При этом в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, срок по-прежнему исчисляется со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ.

  • Идентификация потенциально ВОПФ.

При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально ВОПФ дополнительно должны учитываться: результаты, полученные при осуществлении организованного на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии); результаты, полученные при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

  • Определен срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда остался прежним — 5 лет, однако теперь он будет исчисляться со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ во ФГИС. При этом в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, срок по-прежнему будет отсчитываться со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ.

  • Уточнён перечень физических факторов, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению.

В число физических факторов, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению, вместо инфракрасного излучения включено тепловое облучение. Соответственно, испытательные лаборатории (центры) теперь должны проводить исследования (испытания) и измерения интенсивности и экспозиционной дозы теплового облучения.

  •  Установлены новые требования к отчёту о проведении СОУТ.

В отчёте о проведении СОУТ дополнительно необходимо отражать представленные в письменном виде замечания и возражения работников относительно результатов СОУТ, проведённой на их рабочих местах. Отчёт должен содержать идентификационный номер, присвоенный ФГИС в автоматическом режиме. Отчёт должен подписываться всеми членами комиссии по проведению СОУТ и утверждаться председателем комиссии в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ. При направлении работодателем в адрес организации, проводящей СОУТ, копии утверждённого Отчёта в форме электронного документа он должен подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью.

  • Уточнены основания для проведения внеплановой СОУТ.

Мотивированные предложения выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ могут готовиться на основании замечаний и возражений работников относительно результатов СОУТ, проведённой на их рабочих местах, представленных в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.

  • Сведения, передаваемые во ФГИС.

Законом предусмотрено, что во ФГИС: в отношении работодателя среди прочего должен предоставляться код причины постановки на учёт в налоговом органе (КПП); в отношении работника — индивидуальный номер рабочего места, который при внеплановой и (или) повторной СОУТ должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места. Сведения в отношении работодателя, рабочего места и организации, проводившей СОУТ, должны передаваться во ФГИС организацией, проводящей СОУТ, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения Отчёта в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Кроме того, в течение 3 рабочих дней со дня внесения во ФГИС указанных сведений организация, проводившая СОУТ, обязана уведомить об этом работодателя любым из предусмотренных способов: на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении; в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Законом предусмотрено, что сведения, содержащиеся во ФГИС, могут использоваться налоговыми органами. Порядок присвоения идентификационного номера СОУТ должен быть определён Минтрудом России.

  • Экспертиза качества СОУТ.

В качестве дополнительных оснований экспертизы качества СОУТ указаны: представления территориальных органов Роструда, вынесенные в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору), проведённому на основании заявлений органов исполнительной власти; заявления, поданные органами исполнительной власти непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества СОУТ, — орган исполнительной власти субъекта РФ в области охраны труда; представления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Кроме того, установлено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы и результатам её проведения: являются обязательными для исполнения всеми участниками СОУТ, в том числе сторонами, имеющими разногласия; подлежат передаче во ФГИС. Обязанность по передаче результатов проведения экспертизы качества СОУТ возлагается на орган, уполномоченный на проведение экспертизы. В свою очередь, обязанность по передаче результатов рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ и результатам её проведения возлагается на Минтруд России.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.04.2020 г. № 213н «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2019 г.   № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» внесены изменения в два документа:

— Приказ Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения СОУТ, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчёта о проведении СОУТ и инструкции по ее заполнению»,

— Приказ Минтруда России от 12.08.2014 г. № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».

В приказе Минтруда № 213н речь идёт всё о тех же 12-ти нововведениях, которые сейчас разнесли по двум приказам так, чтобы они не вступали в противоречие с обновленной редакцией Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».